Наставничество является самым успешным методом, способствующим развитию профессионала. Это знали как во времена СССР, так и сейчас. Кроме того, эффективность семинаров, тренингов, проходящих во внутренней школе, возрастает, когда они дополняются наставничеством.
Обучение проходит прямо на рабочем месте, под руководством опытного специалиста, которого новичок хорошо знает; оно опирается на рабочие ситуации и на реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным – от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа», тогда наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить стандарты работы с клиентами, корпоративную культуру компании.
А если просто посчитать, сколько вы сэкономите в своей компании за счет внедрения системы наставничества!
Возьмем обычного менеджера по продажам, для повышения продуктивности работы сотрудника и более скорого формирования профессионализма (стабильного качества выполняемых задач в рамках должности), на менеджера с минимальным стажем 1-2 года в год тратится от 30 000 до 350 000 руб. в среднем (статистика по Российским компаниям). А теперь умножьте это на количество сотрудников отдела и представьте, что вы обучаете более опытных сотрудников, обучение которых стоит дороже. В итоге вы увидите цифру минимум с шестью нулями.
Как это сократить – спросите вы?
Внедрить систему наставничества!
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО»
Продолжительность программы: 16 часов (2 дня)
Время проведения: с 10.00 до 18.00
Дата проведения:
Тренер: Елена Жданова
В КАЧЕСТВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРЕНИНГА ПЛАНИРУЕТСЯ:
- Осознание участниками ответственности за наставляемых и значимости себя в качестве наставника
- Понимание важности сопровождения новых сотрудников не только в период адаптации, но и на протяжении дальнейшей работы
- Получение наставниками системы контроля знаний наставляемых.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА:
День первый (начало в 10.00)
1. Знакомство с группой. Представление и обмен ожиданиями.
- Формируем доверие и навык общения в группе.
2. Упражнение – коллаж «Планета наставников».
- Портрет наставника (личностные качества, функции, цели «Для чего необходимо наставничество?»);
- Цели команды.
- Каждый сотрудник участвует в создании образа наставника, целей Наставничества. Осознание себя как наставника и члена команды.
3. Уровни наставничества. Как стать эффективным наставником.
- Наставник, который учит на «матах». Для успешного научения и развития нужны не только знания мастера, но и правильно организованная передача знаний и умений.
- Наставник, который учит «делай как я». Риск: будет терять всех не похожих на мастера учеников.
- Наставник — педагог. Учитывает особенности человека, имеет навыки позитивного влияния, контроля результата. Это оптимальный тип наставника для компании.
- Наставник — коуч. Способен не только передавать умения и ценности сотруднику, но может переучивать «трудных» сотрудников, развивать потенциал слабых работников.
4. Личность наставника.
- Кто может быть наставником. Личность, качества, основные навыки наставника.
- За что отвечает наставник (адаптация нового сотрудника).
- Задачи наставника.
- Умение вдохновлять.
- Здесь корректируем собственное видение и идеальный образ наставника.
- Вывод: Что такое наставничество, цели наставничества, роль наставничества в системе обучения компании
5. Как обучать новичков?
- Специфика обучения взрослых: как воспринимают информацию взрослые люди, процесс передачи и усвоения знаний.
- Виды обучения: обучение на рабочем месте, наставничество «в поле».
- Методы активного освоения материала на рабочем месте: мини-лекции, анализ конкретных рабочих ситуаций, обсуждение стандартов, моделирование, инструктаж.
6. Инструментарий наставника.
- Этапы наставничества: «Я расскажу, ты послушай»; «Я покажу, ты посмотри»; «Сделаем вместе»; «Сделай сам, я подскажу»; «Сделай сам, расскажи, что сделал». Необходимый инструментарий наставника на каждом этапе
- Точность речи, умение объяснять. Инструктаж новичка. Как правильно ставить задания.
- Деловые игры.
- Закрепления материала.
7. Домашнее задание
-
Подготовиться к обучению нового сотрудника с учетом пройденного материала. Второй день начинается с деловой игры на отработку — «Обучи меня».
День второй (начало в 10.00)
1. Деловая игра «Обучи меня»
2. Коммуникация, как инструмент наставничества (с использованием видео анализа)
- Значение позитивной и конструктивной позиции наставника в процессе общения.
- Донесение информации до собеседника.
- Что означает закон: «Сказал — не значит «услышал», услышал — не значит «понял», понял — не значит «правильно понял».
- Активное слушание.
3. Профессиональная обратная связь в наставничестве (с использованием видеоанализа)
- Цели и принципы обратной связи.
- Элементы развивающей обратной связи.
- Значение обратной связи для наставника и обучаемого.
- Роль обратной связи и её варианты. Правила подачи обратной связи.
- Как стажеру донести, что увидел/услышал наставник?
- Как давать негативную обратную связь.
- Как способствовать тому, чтобы новичок сделал необходимые выводы?
- Ситуационно-ролевая игра на отработку навыка подачи обратной связи.
4. Функция контроля в наставничестве.
- Приоритеты в контроле.
- Формы и методы осуществления контроля.
- Наблюдательность и внимательность при работе с новичком.
- Методы контроля качества обучения (что, когда и как контролировать), «разбор полетов» или обратная связь от наставника.
5. Система наставничества в компании, обеспечивающая долгосрочный эффект.
- Как использовать знания, приобретенные в тренинге, не только «на волне энтузиазма» (которая быстро проходит), но и в следующие периоды.
- Модель компетенций «развитие людей» для наставников, определение целевых уровней развития каждой компетенции. Оценки эффективности работы наставников на основании выполнения планов развития подчиненными.
- Обязательная процедура наставничества — встречи (или телефонные звонки), посвященные обсуждению выполнения планов развития и дальнейшему планированию развивающих действий.
6. Домашнее задание
В течение месяца каждый участник тренинга воспитывает нового сотрудника, помогает работающим с учетом полученных знаний воспитать нового сотрудника либо проконтролировать воспитание нового сотрудника и предоставить к следующему этапу отчет и свои наблюдения».
Бизнес тренер, на протяжении всего проекта с первой встречи до конца практического месяца (домашнего задания) находится в постоянном контакте и доступе для всех участников.
С РАДОСТЬЮ ОТВЕТИМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ!
Наталия Тюлькина: natacentre@mail.ru
https://sen-sei.ru Tel: +7 912 441 99 88