Обнаружение – это наличие проблемы по факту (например, низкая эффективность подразделения — когда мы видим, что поставленные цели не достигнуты).
Предотвращение – это когда мы рассматриваем проблему, как потенциальную возможность.
Например, дела в подразделении идут хорошо, но мы ведем активный поиск способов повышения эффективности подразделения. И когда нам удается повысить эффективность, мы понимаем, что проблема могла действительно возникнуть.
Обнаружение | Предотвращение |
+ | + |
|
|
— | — |
|
|
Пример: Я заранее зарегистрировалась на рейс, выбрала удобное место у окна, собралась проспать весь полет. Захожу в салон – на месте рядом ребенок, впереди – ребенок. Зову стюардессу, прошу меня пересадить. Она меня пересаживает в конец салона, к проходу. Рядом – поддатый разговорчивый мужчина… И пахнет не очень… |
Пример: Собираясь в путешествие, сажусь и думаю, какие могут возникнуть сложности в дороге. Могут быть дети – беру беруши и леденцы. Прихожу в салон – детей нет. Кому леденцы? |
Основы анализа ситуации
Диагностирование проблемы предполагает осознание и установление симптомов проблемы и ее причин
Симптомы – это признаки наличия проблемы (например, низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в отделе и большая текучесть кадров). | Причины – это то, в результате чего возникла проблема. Так же, как головная боль может служить симптомом переутомления или опухоли мозга, общий симптом типа низкой рентабельности может быть обусловлен многими факторами. |
Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Поэтому, как правило, целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома («тушения пожара»), к чему склонны некоторые управленцы. |
По аналогии с врачом, который изучает симптомы, чтобы установить истинные причины болезни, для назначения правильного решения, менеджер должен глубоко проникнуть в суть для выявления причин неэффективности отдела («предотвращения пожара»). |
Проанализировав ситуацию, мы можем определить, вид проблемы
острая | хроническая |
ситуация возникла впервые |
Хронические проблемы могут быть сигналом о том, что:
|
Теперь, наша с вами задача – научиться анализировать ситуации.