Анализ ситуации

Обнаружение – это наличие проблемы по факту (например, низкая эффективность подразделения — когда мы видим, что поставленные цели не достигнуты).

Предотвращение – это когда мы рассматриваем проблему, как потенциальную возможность. 

Например, дела в подразделении идут хорошо, но мы ведем активный поиск способов повышения эффективности подразделения. И когда нам удается повысить эффективность, мы понимаем, что проблема могла действительно возникнуть.

Обнаружение Предотвращение
+ +
  • очевидность проблемы (проблема «вскрылась»)
  • возможность быстрого получения результата, решения “здесь и сейчас”
  • минимальная затрата времени на анализ
  • приобретение опыта/ обучение/ развитие
  • рост мотивации в случае успеха
  • возможность принять обдуманное, оптимальное решение
  • возможность принять системное решение, сделать так, чтобы проблема не возникла (решаем «в зародыше»)
  • экономия ресурсов
  • приобретение опыта планирования
  • рост авторитета
  • гордость, самоуважение
  • необратимость потери
  • стрессовый, снижающий ресурсы подход
  • нет времени на анализ — не всегда принимается оптимальное решение
  • отсутствие управления временем («тушим пожар»)
  • временные затраты на анализ
  • расход ресурсов
  • принимается потенциальное решение, которое спустя время может оказаться уже не актуальным
Пример:
Я заранее зарегистрировалась на рейс, выбрала удобное место у окна, собралась проспать весь полет.
Захожу в салон – на месте рядом ребенок, впереди – ребенок.
Зову стюардессу, прошу меня пересадить.
Она меня пересаживает в конец салона, к проходу.
Рядом – поддатый разговорчивый мужчина… И пахнет не очень…
Пример:
Собираясь в путешествие, сажусь и думаю, какие могут возникнуть сложности в дороге.
Могут быть дети – беру беруши и леденцы.
Прихожу в салон – детей нет.
Кому леденцы?

 

Основы анализа ситуации
Диагностирование проблемы предполагает осознание и установление симптомов проблемы и ее причин

Симптомы – это признаки наличия проблемы (например, низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в отделе и большая текучесть кадров). Причины – это то, в результате чего возникла проблема.
Так же, как головная боль может служить симптомом переутомления или опухоли мозга, общий симптом типа низкой рентабельности может быть обусловлен многими факторами.
Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде.
Поэтому, как правило, целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома («тушения пожара»), к чему склонны некоторые управленцы.
По аналогии с врачом, который изучает симптомы, чтобы установить истинные причины болезни, для назначения правильного решения, менеджер должен глубоко проникнуть в суть для выявления причин неэффективности отдела («предотвращения пожара»).

 

Проанализировав ситуацию, мы можем определить, вид проблемы

острая хроническая
ситуация возникла впервые
  • ситуация хоть раз уже возникала ранее
  • ситуация повторяется регулярно.

Хронические проблемы могут быть  сигналом о том, что:

  • при обнаружении острой проблемы не было принято никакого решения
  • не была найдена истинная причина  проблемы
  • найденное решение не было оптимальным

Теперь, наша с вами задача – научиться анализировать ситуации.